Павлушков Петр Иванович

Годы жизни: 1865 - 1937
Биографические сведения:

протоиерей, священномученик

Сведения:

Петр Иванович Павлушков (1865 - 1937), протоиерей, священномученик

Память 10 ноября, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Тульских святых

Родился в 1865 году в городе Владимире в семье священника.

В 1882 году окончил Владимирское духовное училище по I разряду [1], а в 1888 году - Владимирскую духовную семинарию по I разряду [2].

В 1892 году завершил образование в Киевской духовной академии со степенью кандидата богословия и был назначен в Тульскую духовную семинарию, где с 26 февраля 1893 года преподавал Священное Писание и психологию. Был членом ревизионной комиссии Тульской духовной консистории по проверке отчетности в духовных училищах епархии и попечительства о бедных.

С 1907 года - инспектор семинарии. Стал главным помощником и единомышленником ректора семинарии архимандрит Алексия (Симанского), управлявшего учебным заведением с 1906 по 1911 год. Характеризовался простотой, искренностью и сердечностью, вежливостью и интеллигентностью, благорасположением к учащимся и в то же время строгостью и необходимой справедливой требовательностью, неординарностью мышления, академической образованностью. Надворный советник. Был женат, в семье 5 детей.

30 сентября 1917 года назначен ректором Тульской духовной семинарии. В начале 1918 года, не имея ни правовой, ни финансовой базы, лишившись помещений, семинария была закрыта. В течение двух лет Петр Иванович преподавал в одной из школ Тулы.

2 февраля 1921 года рукоположен в сан священника епископом Тульским Иувеналием (Масловским) и назначен настоятелем церкви Двенадцати Апостолов. Возведен в сан протоиерея.

Протоиерей Алексий Резухин вспоминал: "Тихоновцы ютились в храме Двенадцати Апостолов, где выдающимся настоятелем того времени был протоиерей Петр Павлушков..." С теплотой и дружескими чувствами вспоминал об отце Петре архимандрит Макарий (Кобяков), бывший секретарь священномученика Игнатия (Садковского), отмечал его простоту и естественность, деликатность и благородство в обращении, академические знания и умение доходчиво и просто объяснять самые сложные ситуации в жизни, так что становилось понятно и простому малограмотному прихожанину. Отец Петр пользовался большой любовью и почитанием своей паствы. Прихожане в огромном количестве собирались на его проповеди и беседы.

Арестован 26 марта 1922 года. Из обвинительного заключения: "обвиняется в антисоветской агитации, каковую проводил при чтении проповедей с амвона, так, например: "Если мы не будем поддерживать Советскую власть, то от этого не пострадаем, а если не будем поддерживать закон Библии, то будем наказаны на том свете..."

В судебном деле [3] имеется несколько листков с просьбами прихожан:

"...Просим отпустить для служения на Страстной и Пасхальной седмицах нашего приходского священника Павлушкова Петра Ивановича, находящегося в тюремном заключении. Отец Петр у нас единственный священник и без него нам крайне затруднительно удовлетворять наши религиозные нужды…".

10 апреля 1922 года Тульским Губернским Объединенным Революционным Трибуналом по обвинению "в антисоветской агитации и укрывательстве церковных ценностей" приговорен к трем годам заключения в исправ-труддоме.

По амнистии ВЦИК срок заключения был сокращен наполовину, и через год и 8 месяцев отец Петр был освобожден и вернулся служить в родной храм Двенадцати Апостолов, который был захвачен во время его заключения обновленцами. Прихожане радовались возвращению любимого пастыря, не потерпели в храме обновленческого священника В.В. Глаголева и выгнали его. Служить было трудно. Постоянные доносы, проверки, аресты. Из анонимного доноса:

"...12-Апостольской церкви прот. Петр Иванович Павлушков бывший инспектор, а потом и ректор Тульской Духовной семинарии, а поэтому пользовался среди черносотенцев и контрреволюционных групп большим авторитетом, упорно и грубо отрицал церковно-обновленческое движение. Этот Павлушков 2 раза был уже в тюрьме..."

Вновь арестован 9 сентября 1937 года. Было сфабриковано групповое дело "Дело протоиерея Петра Павлушкова и др. Тула, 1937 г." [4], по которому приходили священники Димитрий Ширяев, Александр Сенявин, бывший коллежский асессор Григорий Дьяконов и слепой мещанин Павел Копанев.

Из обвинительного заключения:

"В г. Туле при церкви 12 апостолов существовала контрреволюционная церковная группировка, которую возглавлял настоятель указанной церкви Павлушков Петр Иванович с высшим академическим образованием. Группа ставила своей задачей объединение верующих вокруг церкви для борьбы с Советской властью. В этих целях участники группы развернули контрреволюционную деятельность, они открыто выступали против мероприятий Соввласти и пропагандировали фашизм. Церковь 12 апостолов использовалась ими для контрреволюционных проповедей, которые ими велись среди посетителей церкви. Павлушков в церкви в своих проповедях говорил:

"Нам надо спасти Россию от врагов, Россия гибнет, а с нею вместе погибает и вера христианская. Тот народ крепок, который держит свою веру стойко, не продает ее". (Показания свидетеля Турбина)

"Церковь христианская создана на крови мучеников, первые христиане победили весь мир, и мы должны брать пример с них, не бояться гонений и мучений и даже смерти, и своих детей этому учить".

"Верующие христиане должны быть в своей вере и не бояться ничего, вспомните, сколько у нас мучеников было, и как они твердо себя держали, как раньше твердо боролись за веру. Теперь мучают за веру, но вы не бойтесь, у Господа невидимо все дело, все мученики записаны, как в особую книгу. Своих детей вы перевоспитывайте в христианском духе на смену себе".

19 ноября 1937 года тройкой при УНКВД по Тульской области приговорен к расстрелу.

Расстрелян 23 ноября 1937 года в Тесницком лесу Тульской области с другими священниками и мирянами проходившим по делу.

17 июля 2001 года постановлением Священного Синода был причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.

Награды
    орден Святой Анны III степени
    ордена Святого Станислава II и III степеней

Использованные материалы
    Жизнеописание на официальном сайте Тульской епархии:
        http://tulaeparhia.ru/tulasvyat/712.html
    БД ПСТГУ Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века:
        http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxIT...XA*

[1]  "Выпускники Владимирского духовного училища 1882 года", генеалогический сайт Бовкало А. А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/vladimirdu.html
[2]  "Выпускники Владимирской духовной семинарии 1888 года", генеалогический сайт Бовкало А. А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/vladimirsem.html
[3]  ГАТО, Ф. ФР-1963, Оп. 2, Д. 2016.
[4]  Архив УФСБ по Тульской обл., Д. 7967.

Cвященномученик протоиерей Петр Павлушков
Опубликовано 23.11.2023

Протоиерей, надворный советник Павлушков Петр Иванович  родился в 1865 году в г. Владимире в семье священника (ВИДЕО). В 1892 г. окончил Киевскую Духовную академию со званием кандидата богословия и был назначен в Тульскую Духовную семинарию, где с 26 февраля 1893 г. стал преподавать Священное Писание и психологию. Был членом ревизионной комиссии Тульской духовной консистории по проверке отчетности в духовных училищах епархии и попечительства о бедных. С 1907 г. - инспектор семинарии. Надворный советник. Был женат, в семье 5 детей. Кавалер орденов Святой Анны третьей степени и Святого Станислава второй и третьей степеней.
16 сентября 1906 года на должность ректора Тульской Духовной семинарии определением Святейшего Синода был назначен иеромонах Алексий (Симанский) и возведен в сан архимандрита. В Туле будущему Святейшему Патриарху Алексию суждено было пробыть 5 лет. За эти годы он приобрел значительный опыт, возглавляя одно из крупнейших духовных учебных заведений России со многими сотнями учащихся и с прекрасным высокопрофессиональным преподавательским составом.

Главным его помощником и единомышленником стал в эти годы инспектор семинарии Петр Иванович Павлушков. Через 5 лет, в день прощания с ректором, архимандритом Алексием, 17 октября 1911 года, П.И.Павлушков в своей речи сказал: "Труд Ваш на новом месте Вашего служения для Вас должен быть легким. Да и не нов для Вас этот труд. 5 лет несли Вы его среди нас, для здешнего Тульского края, в условиях по началу не совсем обычных, изобиловавших неожиданностями, подчас и немалыми трудностями. В управление Тульской семинарией Вы вступили в ту пору, когда Духовная наша школа повсюду начинала только оправляться от пронесшейся над ней бури, многое в ней возмутившей. Потревожившей, сдвинувшей с места. Школу приходилось в те дни собирать почти сызнова. И для этого нужен был труд решительного и вместе осторожного, уверенного в себе, но и готового верить другим, твердо, но и мирно настроенного руководителя. Таким и был здесь Ваш труд за все эти годы. Не заносчивым, властным и жестоким распорядителем вошли Вы в обширную и сложную область врученного Вам педагогического дела. С полным и открытым доверием отнеслись вы тогда к новым Вашим сотрудникам, с истинным доброжелательством к новым Вашим питомцам. С первых дней совместной с Вами службы все мы почувствовали себя вполне свободными членами нашей служилой семьи, каждый из нас мог вносить в общее дело свою долю разумения и строительства. Так понемногу накапливалась соединенными силами внутренняя жизнь растревоженной школы, и при счастливо объединявшейся Вами и потому дружной работе здесь не могло быть места грубым промахам, непоправимым ошибкам.

Ваше простое, сердечное, чуждое и тени суровости обращение с учащейся у нас молодежью уже нашло себе оценку и отклик…" |1|.
Занятия 2-го класса, на заднем плане стоит инспектор семинарии - Петр Павлушков |2|Занятия 2-го класса, на заднем плане стоит инспектор семинарии - Петр Павлушков |2|Эти слова в полной мере могут быть отнесены и к самому П.И. Павлушкову. Простота, искренность и сердечность. Вежливость и интеллигентность. Благорасположение к учащимся и в то же время строгость и необходимая справедливая требовательность. Неординарность мышления, ум и академическая образованность. Вот черты, присущие Петру Ивановичу Павлушкову, вот секрет любви и уважения к нему студентов многих поколений на протяжении четверти века его служения в семинарии.

30 сентября 1917 года ректор семинарии архимандрит Корнилий (Соболев) был хиротонисан во епископа Каширского, викария Тульской епархии, и ректором Тульской Духовной семинарии был назначен Петр Иванович Павлушков.
"Революционные события 1917 года явились катастрофой для духовного образования в России. По богословским школам удар был нанесен уже на самом раннем этапе борьбы с Церковью декретом Совнаркома "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви"…"Преподавание религиозных вероучений, - говорилось в этом документе, - во всех государственных, общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Церковным и религиозным обществам запрещалось владеть собственностью, поэтому духовные школы, существовавшие на средства Святейшего Синода, практически теряли финансовую основу"|2|. Помещения духовных учебных заведений были конфискованы. Не имея ни правовой, ни финансовой базы, лишившись помещений, Тульская Духовная семинария была закрыта в начале 1918 года. Все ее здания и сооружения были переданы 17-й Тульской пехотной школе комсостава. Преподаватели бывшей семинарии оказались на улице. Судьба многих из них трагична. П.И. МалицкийП.И. МалицкийВ 1919 году от голода, холода и лишений умер Павел Иванович Малицкий, кандидат богословия, прекрасный педагог, историк- краевед, автор ряда учебников  и книг по истории , в числе которых  "Руководство по истории русской церкви" фундаментальный труд "Приходы и церкви Тульской епархии". В 1920 году не стало преподавателя семинарии, известнейшего тульского историка- краеведа, археолога, основателя первого в России музея по истории Православия "Палата древностей" и автора многих академических работ по истории и краеведению Николая Ивановича Троицкого. Такая судьба постигла многих.

П.И.Павлушков в течение двух лет преподавал в одной из школ Тулы, а 2 февраля 1921 года  епископом Тульским Иувеналием был посвящен в сан иерея и был назначен настоятелем церкви 12 Апостолов.
С этого дня и до мученической кончины он был настоятелем этого храма. Кроме судебных дел, сохранилось очень мало сведений, касающихся его жизни. Недавно почивший протоиерей Алексий Резухин вспоминал: "Тихоновцы ютились в храме 12 Апостолов, где выдающимся настоятелем того времени был протоиерей Петр Павлушков…" С теплотой и дружескими чувствами вспоминал о нем и архимандрит Макарий (Кобяков Алексей Иванович), бывший секретарь священномученика Игнатия (Садковского).
Он вспоминал о встречах с Петром Ивановичем по поручению епископа Игнатия, отмечал его простоту и естественность, деликатность и благородство в обращении, академические знания и умение доходчиво и просто объяснять самые сложные ситуации в жизни, так что становилось понятно и простому малограмотному прихожанину.

Свщмч. Игнатий (Садковский)Свщмч. Игнатий (Садковский)

Начало его служения в храме 12 Апостолов почти совпало с варварской кампанией властей по изъятию церковных ценностей и началом разнузданной деятельности обновленцев, стремящихся любой ценой освободить тульские храмы от священнослужителей, не поддерживающих их раскольничьей деятельности. К этому времени протоиерей Петр Павлушков уже пользовался большой любовью и почитанием своей паствы. Его проповеди отличались простотой изложения, доходчивостью изложения происходящих событий с точки зрения Православной Церкви. Накопленный в семинарии под чутким руководством будущего Святейшего Патриарха Алексия опыт педагогической, воспитательной работы помогал ему овладевать умами и душами всех прихожан, собиравшихся в невероятном количестве на его проповеди и беседы. И люди собирались со всего города, чтобы получить простые и ясные ответы отца Петра на волнующие их вопросы.
В разгар компании по изъятию церковных ценностей, 26 марта 1926 года протоиерей Петр Павлушков был арестован. В обвинительном заключении говорится, что он " обвиняется в антисоветской агитации, каковую проводил при чтении проповедей с амвона, так, например: "Если мы не будем поддерживать Советскую власть, то от этого не пострадаем, а если не будем поддерживать закон Библии, то будем наказаны на том свете…"

В приговоре обще - уголовного отдела Тульского ревтрибунала от 10 апреля 1922 года значится: "что, рассмотрев дело по обвинению священника Павлушкова Петра Ивановича в антисоветской агитации и укрывательстве церковных ценностей, приговорил…заключить в исправ-труддом сроком на 3 года…" |3|.

В судебном деле, хранящемся в Государственном архиве Тульской области (ФР- 1963, опись 2, дело 2016) есть несколько листков с просьбами прихожан: "…Просим отпустить для служения на Страстной и Пасхальной седмицах нашего приходского священника Павлушкова Петра Ивановича, находящегося в тюремном заключении. Отец Петр у нас единственный священник и без него нам крайне затруднительно удовлетворять наши религиозные нужды…"|4|.
По амнистии ВЦИК срок заключения прот. Петру Ивановичу Павлушкову был сокращен наполовину, и через год и 8 месяцев он был освобожден. К этому времени "обновленческое" Тульское епархиальное управление назначило нового священника в храм 12 Апостолов. Вот как описываются события этого периода в одном из доносов, посланных ГПУ осведомителем "Семеновым": " Для черносотенного духовенства, да еще обиженного обновленческим церковным движением, каковым заштатный протоиерей Петропавловской церкви Владимир Михайлович Архангельский, заштатный протоиерей 12-апостольской церкви Петр Иванович Павлушков, и заштатный протоиерей Покровской церкви Михаил Михайлович Зверев, заштатный протоиерей Александро-Невской церкви Петр Фомич Боженов, восстановивший себя в штатной должности, удаливший из храма и прихода "красного попа" Маккавеева…Боженов всех научил как действовать, разумеется, чем нахальнее- тем лучше, именно: обращаться к черносотенцам из прихода и с их помощью восстанавливать себя в должности, а "красных" попов выталкивать из храма и прихода.
Таковые именно явления и произошли…в 12-апостольской церкви, где черносотенцы восстановили в штатной должности два раза бывшего уже в тюрьме Петра Ивановича Павлушкова, а незаконно устранили законно поставленного в 12-апостольской церкви протоиерея Василия Васильевича Глаголева…"|5|.

Прихожане 12- Апостольской церкви радовались освобождению своего любимого пастыря и, конечно же, не потерпели в храме обновленческого священника и выгнали его. Еще один приход г. Тулы вернулся в лоно Православной Церкви, и больше никогда в стенах храма 12 Апостолов не звучала ересь.
Служить было трудно. Постоянные доносы, проверки, аресты.
Вот одно из заявлений в ГПУ от обновленцев: "Считаем своим долгом уведомить вас, что по имеющимся у нас сведениям в последние дни, в некоторых церквах г. Тулы под руководством бывших помещиков, купцов и разных темных личностей, с целью возбуждения масс, устраиваются неразрешенные собрания, на коих ставятся вопросы о признании и непризнании бывшего Патриарха Тихона и следовательно о его виновности в совершенных против Советской власти преступлениях: Поскольку гражданин Белавин (Тихон) находится под судом и свою виновность перед Советской властью публично признал, а потому уведомляем вас, что мы снимаем с себя всякую ответственность за могущие произойти последствия. Тульский епархиальный совет: председатель архиепископ Виталий. Члены Совета: протоиерей В. Никольский, прот. П. Нежданов, свящ. Н.Макавеев, прот. Н. Музалевский"|6|.

А вот еще несколько строк из очередного анонимного доноса:"…12 -Апостольской церкви прот. Петр Иванович Павлушков бывший инспектор, а потом и ректор Тульской Духовной семинарии, а поэтому пользовался среди черносотенцев и контрреволюционных групп большим авторитетом, упорно и грубо отрицал церковно-обновленческое движение. Этот Павлушков 2 раза был уже в тюрьме…"|7|. Но несмотря ни на какие гонения и преследования, беззакония и репрессии, грабительские налоги, в 4 раза превышающие доходы храмов, истинное Православие постепенно, почти незаметно набирает силы, крепнет, и к середине 30-х годов обновленчество утратило свое влияние и полностью потеряло свои позиции в Туле. Весомый вклад в эту победу внесли священники, сохранившие верность заветам Святых Отцов. И среди них одним из первых без сомнения можно назвать протоиерея Петра Ивановича Павлушкова, непримиримого и бескомпромиссного борца с обновленчеством, верного последователя Святого Патриарха Тихона, а после его смерти местоблюстителя митрополита Петра. И еще один штрих к портрету отца Петра Павлушкова. 2 июня 1932 года епископ Белевский Игнатий был освобожден из заключения. Тяжело больной, он приезжает в Тулу. С согласия настоятеля храма 12 Апостолов протоиерея Петра Ивановича Павлушкова, он живет на квартире священника того же храма Александра Александровича Воскресенского (осужден в 1933 году на 5 лет). Продукты для опального священномученика епископа Игнатия приносит Николай Петрович Бондаренко, ктитор того же храма (осужден в 1933 г. на 5 лет). Дать приют освобожденному из заключения священнослужителю было в то время смертельным риском. За это Воскресенский А.А. и Бондаренко Н.П. были арестованы. Отца Петра Павлушкова в это время не было в городе, и он избежал ареста.

По любви к владыке Игнатию эти люди отважились на подвиг. Да никто из них и не почитал это подвигом. Они знали, предвидели, что обновленческое окружение им этого не простит, и будет писать в ГПУ доносы, но шли на подвиг, бескорыстно помогая больному Владыке.

Все больше и больше священнослужителей попадает в лагеря, гибнет от тягот лагерного быта и непосильного труда. А с 1937 года начинаются расстрелы…
9 сентября 1937 года протоиерей Петр Иванович Павлушков был арестован. Ему было предъявлено стандартное обвинение: "В г. Туле при церкви 12 апостолов существовала контрреволюционная церковная группировка, которую возглавлял настоятель указанной церкви Павлушков Петр Иванович с высшим академическим образованием. Группа ставился своей задачей объединение верующих вокруг церкви для борьбы с Советской властью. В этих целях участники группы развернули контрреволюционную деятельность, они открыто выступали против мероприятий Соввласти и пропагандировали фашизм. Церковь 12 апостолов использовалась ими для контрреволюционных проповедей, которые ими велись среди посетителей церкви. Павлушков в церкви в своих проповедях говорил: " Нам надо спасти Россию от врагов, Россия гибнет, а с нею вместе погибает и вера христианская. Тот народ крепок, который держит свою веру стойко, не продает ее". (Показания свидетеля Турбина л.д.27)

"Церковь христианская создана на крови мучеников, первые христиане победили весь мир, и мы должны брать пример с них, не бояться гонений и мучений и даже смерти, и своих детей этому учить". (Лист дела 27).
"Верующие христиане должны быть в своей вере и не бояться ничего, вспомните, сколько у нас мучеников было, и как они твердо себя держали, как раньше твердо боролись за веру. Теперь мучают за веру, но вы не бойтесь, у Господа невидимо все дело, все мученики записаны, как в особую книгу. Своих детей вы перевоспитывайте в христианском духе на смену себе". (Лист дела 31). На основании выше изложенного обвиняются
Павлушков Петр Иванович. Тесницкий лес, фотограф Андрей Лыженков |3|Тесницкий лес, фотограф Андрей Лыженков |3|

Ширяев Дмитрий Иванович 1869 г.р., уроженец деревни Воронцово Гжатского района бывшей. Смоленской губернии, имеет академическое образование, в 1922 г. осужден за антисоветскую деятельность на 3 года лишения свободы условно. До ареста служил священником церкви 12 Апостолов.
Сенявин Александр Григорьевич 1865 г.р., уроженец с. Кобелево Тульского района и области, окончил семинарию. Перед арестом в 1933 г. был священником Богородицерождественской церкви (Николы на Ржавце). В 1933 г. органами ОГПУ был осужден к 3 годам высылки.
Дьяконов Григорий Иванович 1869 г.р., уроженец с. Тулица Московской обл. До революции- коллежский асессор. В 1919 и 1927гг арестовывался органами ОГПУ за антисоветскую деятельность.
Копанев Павел Николаевич 1891 г.р., уроженец г. Тулы, из семьи мещан, слепой, без определенных занятий, по определению следователя "знахарь".
"Следственное дело за № 7967 по обвинению Павлушкова П.И., Ширяева Д.И., Сенявина А.Г., Дьяконова Г.И. и Копанева П.Н. представить на рассмотрение тройки при управлении НКВД по Тульской области". 19 ноября 1937 года всем им был вынесен смертный приговор. Они были расстреляны в Тесницком лесу 23 ноября 1937 года |8|.

ПРИМЕЧАНИЯ
1). А.Л.Казем-Бек. Жизнеописание Святейшего Патриарха Алексия I.Богословские труды № 34.Издание Московской Патриархии, 1998 г.
2). Цыпин В., протоиерей. История Русской Церкви в 9 кн., М., 1997, кн.9, стр. 614.
3). ГАТО, фонд ФР - 1963, опись 2, дело 2016.
4). Там же.
5). Там же.
6). Там же.
7). Там же.
8).Архив УФСБ по Тульской обл., дело 7967.


Источники
 1.tulaeparhia.ru
2.lavrentiy.orthodoxy.ru
3.www.xram-st.ru

Документы (1)

Фонд T01 / Опись 25 / Дело 3
4. Архив протоиерея Алексия Остапова: публикация избранных документов // Агеев Димитрий, свящ. - Церковный историк. 2021. № 1 (5). С. 118–273

Предлагаемая вниманию читателей публикация документов из личного архива протоиерея Алексия Остапова состоит из избранных писем Патриарха Алексия I (Симанского) семье Остаповых, записей, сделанных им в домашней книге Остаповых в разные годы, его завещания (духовное и нотариальное) и келейный заупокойный помянник. Письма датированы периодом 1941–1945 гг. Адресатом большинства писем Патриарха Алексия является отец протоиерея Алексия Остапова – Даниил Андреевич. Даниил Андреевич Остапов (1894–1975) – личный секретарь и келейник Патриарха Алексия I, заместитель председателя хозяйственного управления Московской Патриархии. Сын Д. А. Остапова – Алексей (Лёня), женившись, принял священный сан и преподавал в Московских духовных школах, став одним из основателей Церковно-археологического кабинета МДАиС. Патриарх относился к Лёне Остапову не просто с любовью, он принимал деятельное участие в его жизни с самого детства, не оставляя его своим вниманием и попечением даже тогда, когда тот стал взрослым. В последние годы Патриарха Алексия Остаповы продолжали находиться всегда рядом с Патриархом, оставаясь ему самыми близкими людьми. Не удивительно, что именно Даниил Андреевич и отец Алексий стали душеприказчиками Патриарха после его смерти, что нашло отражение в завещании. Именно им Патриарх Алексий оставил всё своё имущество. В келейном помяннике Патриарха мы видим имена самых разных людей: здесь рядом великие князья и маляр Никольского собора, патриархи и «слепец», наместники крупнейших монастырей и женщина, «что стояла у иконы Скоропослушницы».