Пономарёв Пётр Алексеевич
Род. в 1881 г., Ряжск Рязанской губ. Архиеп. Калужский и Боровский. Ряжск Рязанской
В 1935 г., после ссылки, приехал в Тулу и был назначен Тульским еп. сщмч. Онисимом (Пылаевым) настоятелем храма во имя св. Димитрия Солунского в с. Жмурове Чапаевского р-на Московской обл. (ныне Михайловского р-на Рязанской обл.). 29 нояб. 1935 г. еп. Онисим незадолго до своего ареста постриг вдового прот. Петра Пономарёва в монашество с именем Онисифор. В янв. 1936 г. получил сан архимандрита, а 25.08.1937 стал настоятелем храма в честь Преображения Господня в с. Товаркове, районном центре Тульской обл. (ныне в составе Богородицкого р-на той же области). С 15 нояб. 1938 г. по 14.02.1945 г. являлся благочинным 7-го округа Тульской епархии. Позже возглавлял Калужскую Епархию. Умер 1966 г.
Онисифор (Пономарёв Пётр Алексеевич; 1881–1966) – иерарх Русской Православной Церкви, архиепископ Калужский и Боровский. Окончил Данковское духовное училище. В 1901 г. окончил Саратовскую духовную семинарию. В 1901–1906 гг. служил псаломщиком на Кубани. В 1910 окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1920 г. был рукоположен во иерея. В 1929 г. был арестован, осуждён по статье 58–10 УК РСФСР и приговорён к трём годам исправительно-трудовых лагерей. В 1932 г. по отбытии срока выслан в Северный край на 3 года. По возвращении из ссылки служил в Тульской области. В 1935 г. принял монашество, в 1936 г. был возведён в сан архимандрита. В 1945 г. был хиротонисан во епископа Пинского и Брестского. Затем назначен на Калужскую кафедру. С 1960 г. пребывал на покое в Одесском Успенском монастыре. В 1964 г. был возведён в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке. Скончался в 1966 г. Похоронен на монастырском кладбище Успенского монастыря.
ОНИСИФОР
(Пономарёв Петр Алексеевич; 09.01.1881, г. Ряжск Рязанской губ.- 08.10.1966, Одесса), архиеп. Калужский и Боровский. После учебы в Данковском ДУ поступил в Ставропольскую ДС, к-рую окончил в 1901 г. В том же году был назначен Ставропольским и Екатеринодарским еп. Агафодором (Преображенским; впосл. митрополит) псаломщиком Вознесенской ц. в ст-це Новоминской Кубанской обл. (ныне Каневского р-на Краснодарского края). В авг. 1906 г. поступил в СПбДА. В 1910 г. окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Быт монастырей XVI в., раскрываемый в спорах заволжских старцев и иосифлян». С июня 1910 г. служил преподавателем рус. языка в Единецком ДУ Кишинёвской епархии. В 1918 г., в связи с оккупацией Бессарабии румын. войсками, выехал в г. Каменец-Подольский, где преподавал греч. язык в Подольской ДС и рус. язык в городской рус. гимназии. 30 марта 1920 г. рукоположен Подольским и Брацлавским еп. Пименом (Пеговым; впосл. архиепископ) во иерея к Крестовоздвиженской ц. в мест. Макова Каменецкого у. Подольской губ. В 20-х гг. возведен в сан протоиерея. В 1929 г. осужден по обвинению в контрреволюционной деятельности на 3 года ИТЛ; после отбытия срока заключения в лагере был дополнительно приговорен к 3 годам адм. ссылки, к-рую отбывал в Северном крае. В 1935 г., после окончания срока ссылки, приехал в Тулу и был назначен Тульским еп. сщмч. Онисимом (Пылаевым) настоятелем храма во имя св. Димитрия Солунского в с. Жмурове Чапаевского р-на Московской обл. (ныне Михайловского р-на Рязанской обл.). 29 нояб. 1935 г. еп. Онисим незадолго до своего ареста постриг вдового прот. Петра Пономарёва в монашество с именем Онисифор. В янв. 1936 г. Серпуховской еп. Алексий (Сергеев; впосл. архиепископ) в Москве возвел О. в сан архимандрита. 25 авг. 1937 г. патриарший местоблюститель митр. Сергий (Страгородский; впосл. патриарх Московский и всея Руси) назначил О. настоятелем храма в честь Преображения Господня в с. Товаркове, районном центре Тульской обл. (ныне в составе Богородицкого р-на той же области). С 15 нояб. 1938 г. являлся благочинным 7-го округа Тульской епархии.
14 февр. 1945 г. решением патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) и Синода РПЦ О. был определен епископом Пинским и Брестским (также иногда именовался Брестским и Пинским (ЖМП. 1945. № 10. С. 30)). Хиротонию 27 февр. того же года в храме св. Иоанна Воина в Замоскворечье возглавил патриарх Алексий I. Трудами О. в Пинске были открыты пастырские курсы, сыгравшие важную роль в подготовке крайне необходимых для Белоруссии в то время кадров духовенства. В окт. 1945 г. О. был переведен на Калужскую кафедру, на к-рой он пробыл последующие 14 лет. Неск. жизненных эпизодов, связанных с его служением в Калужской епархии, известны по воспоминаниям архим. Иоанна (Крестьянкина), записанным прот. В. С. Правдолюбовым (Из тайников сердечных: Воспоминания об архим. Иоанне (Крестьянкине): Свидетельство одной семьи. М., 2014. С. 11-38). О. был прост и доступен в общении с людьми, пользовался среди верующих уважением. Отличался личной скромностью и нестяжательством. Приехал на место своего епископского служения в Калугу в старом пальто и с единственным свертком, в к-ром были собраны рипиды, жезл и архиерейское облачение. Сам готовил себе еду и ходил за продуктами в магазины; когда верующие его узнавали и предлагали пропустить без очереди, отвечал: «Да нет, у вас дети, семья, вы заняты, а я постою». Объезжал самые глухие приходы епархии, много занимался организацией ремонта храмов, к-рые передавали приходским общинам в крайне плохом состоянии (был случай, когда во время архиерейского богослужения в одной из сельских церквей провалился пол и епископ упал в подполье, но все же потом довел службу до конца на настеленных вместо пола досках). Большое внимание О. уделял созданию церковных хоров. К началу его архиерейского служения в Калужской обл. действовало 26 храмов, в т. ч. Георгиевский кафедральный собор и Николо-Козинская ц. в Калуге. До 1949 г., когда власти ввели запрет на открытие новых храмов, приходским общинам удалось вернуть еще 12 церквей.
В кон. 50-х гг. из-за преклонного возраста О. возникли трудности с епархиальным управлением, что отмечалось в вынесенном Синодом по результатам ревизии определении от 5 марта 1959 г. Тем не менее вплоть до последних месяцев пребывания на Калужской кафедре О. продолжал поездки по приходам, где проводил богослужения и читал проповеди. Последние годы его архиерейства в Калуге прошли во время развязанной по инициативе Н. С. Хрущёва антицерковной кампании. Однако в Калужской епархии в период управления ею О. мероприятия властей по закрытию храмов не имели успеха: в Калужской обл. был закрыт лишь один сельский храм (в авг. 1959), тогда как при последующих архиереях у верующих отняли 9 церквей. 22 марта 1960 г. решением Синода О. был уволен на покой по прошению в связи с состоянием здоровья. Проживал в одесском Успенском муж. мон-ре. На покое снискал любовь и уважение братии мон-ря. Всегда держал себя просто в беседах, постоянно молился в храме за всенощными бдениями и Божественными литургиями, часто сам совершал богослужения в монастырском храме, вел летопись мон-ря. Неск. раз сослужил патриарху Алексию I. 30 мая 1964 г. был возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке. Отпевание архиерея 10 окт. 1966 г. совершил архиеп. Херсонский и Одесский Сергий (Петров; впосл. митрополит). О. был погребен на кладбище Успенского мон-ря.
Православная энциклопедия
Изображения (1)
Архиепископ Онисифор (Пономарев)
Документы (1)
Фонд T01 / Опись 25 / Дело 3
4. Архив протоиерея Алексия Остапова: публикация избранных документов // Агеев Димитрий, свящ. - Церковный историк. 2021. № 1 (5). С. 118–273
Предлагаемая вниманию читателей публикация документов из личного архива протоиерея Алексия Остапова состоит из избранных писем Патриарха Алексия I (Симанского) семье Остаповых, записей, сделанных им в домашней книге Остаповых в разные годы, его завещания (духовное и нотариальное) и келейный заупокойный помянник. Письма датированы периодом 1941–1945 гг. Адресатом большинства писем Патриарха Алексия является отец протоиерея Алексия Остапова – Даниил Андреевич. Даниил Андреевич Остапов (1894–1975) – личный секретарь и келейник Патриарха Алексия I, заместитель председателя хозяйственного управления Московской Патриархии. Сын Д. А. Остапова – Алексей (Лёня), женившись, принял священный сан и преподавал в Московских духовных школах, став одним из основателей Церковно-археологического кабинета МДАиС. Патриарх относился к Лёне Остапову не просто с любовью, он принимал деятельное участие в его жизни с самого детства, не оставляя его своим вниманием и попечением даже тогда, когда тот стал взрослым. В последние годы Патриарха Алексия Остаповы продолжали находиться всегда рядом с Патриархом, оставаясь ему самыми близкими людьми. Не удивительно, что именно Даниил Андреевич и отец Алексий стали душеприказчиками Патриарха после его смерти, что нашло отражение в завещании. Именно им Патриарх Алексий оставил всё своё имущество. В келейном помяннике Патриарха мы видим имена самых разных людей: здесь рядом великие князья и маляр Никольского собора, патриархи и «слепец», наместники крупнейших монастырей и женщина, «что стояла у иконы Скоропослушницы».