Пылаев Михаил Владимирович
священник
Пылаев Михаил Владимирович, 1872 года рождения, русский, образование среднее, уроженец села Куя, Белозерского р-на, Ленинградской области, служитель культа, епископ, лишенец, одинокий, в 1928 г. Особым Совещанием осужден за а/с деятельность был подвергнут наказанию заключением в лагерь сроком на 3 года, наказание отбыл. До ареста проживал в гор. Туле.
Пылаев Михаил Владимирович (1872) Дата рождения: 1872 г. Пол: мужчина Национальность: русский Образование: духовное Профессия / место работы: Епископ. Место проживания: г.Воткинск Дата расстрела: 27 февраля 1938 г. Мера пресечения: арестован Дата ареста: 28 января 1928 г. Обвинение: за «контрреволюционную деятельность» Осуждение: 22 июня 1928 г. Приговор: 3 года. Дата реабилитации: 17 августа 1989 г. Источники данных: Книга памяти Республики Удмуртия
Пылаев Михаил Владимирович (1876) Дата рождения: 1876 г. Варианты ФИО: Пылаев Михаил Владимирович Пылаев Михаил епископ Онисим Место рождения: Белозерский уезд, дер. Марково Пол: мужчина Профессия / место работы: епископ Тульский Онисим Место проживания: г. Н. Новгород Аресты Дата ареста: 26 февраля 1925 г. Обвинение: 62 Осуждение: 26 марта 1926 г. Осудивший орган: Особое совещание Приговор: 3 года высылки, срок сокращен Коллегией ОГПУ 23.12.27 на 1/4 по амнистии Осуждение: 18 декабря 1935 г. Приговор: 5 лет ИТЛ Осуждение: 27 февраля 1937 г. Приговор: ВМН (расстрел) Архивное дело: 21414 Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Тульской обл. Примечание: варианты даты рождения: 1877 "Дело П.В. Тополева (1925 г.)" (архивное дело: 21414)
Пылаев Михаил Владимирович (1872, Вологодской губ) Дата рождения: 1872 г. Место рождения: Вологодской губ. Пол: мужчина Профессия / место работы: адм. высланный. Место проживания: г.Каргополя Каргопольского р-на Дата смерти: 27 февраля 1938 г. Дата ареста: 6 января 1938 г. Осудивший орган: Тройка УНКВД по Архангельской области Статья: за «контрреволюционную деятельность» Приговор: ВМН. Дата реабилитации: 26 июля 1989 г. Источники данных: Книга памяти Архангельской обл.
Епи́скоп Они́сим (в миру Михаил Владимирович Пылаев; 5 сентября 1876, село Куя[a], Белозерский уезд, Новгородская губерния — 27 февраля 1938[1]) — епископ Русской православной церкви, епископ Тульский.
Родился в семье псаломщика. В 1896 году окончил Новгородскую духовную семинарию[2] и начал служить псаломщиком в Архангело-Михайловский военно-крепостном соборе в Карсе. Через несколько лет (в 1902 или 1904 году) был рукоположён во иерея и служил священником 4-го стрелкового полка. С началом Русско-японской войны 4-й стрелковый полк должен был отправляться на фронт в действующую армию. Отец Михаил отрицательно относился к начавшейся войне, считал, что для народа непонятны смысл и задачи войны и уже поэтому последствия её могут оказаться тяжёлыми. Своих взглядов он не скрывал, и начальство отозвало его с фронта, назначив священником 37-го Екатеринбургского полка. Но когда началась война 1914 года, он вместе с полком отправился на фронт и прошёл со своей паствой — солдатами — всю войну. Был возведён в сан протоиерея[3].
В Гражданскую войну сначала был письмоводителем 1-й бригады, затем (1918—1919) — казначеем в 11-й нижегородской дивизии Красной армии.
В 1920 году был назначен священником в нижегородскую Троицкую Верхнепосадскую церковь. Овдовел и 13 марта 1926 года был пострижен в монашество с именем Онисим, а 15 марта хиротонисан во епископа Краснобаковского, викария Нижегородской епархии[b]. Чин хиротонии совершали митрополит Сергий, епископ Дамиан (Воскресенский) и епископ Макарий (Знаменский). Поскольку Онисиму было запрещено три года проживать в крупных городах «за участие в нелегальном богословском кружке», местом своего пребывания он выбрал Воткинск и 13 апреля 1926 года митрополитом Сергием был назначен епископом Воткинским, викарием Сарапульской епархии. «За распространение нелегальной литературы контрреволюционного характера» 4 февраля 1928 года был арестован и 22 июня осуждён к трём годам заключения в Соловецком лагере особого назначения. Позднее он вспоминал, что ему в лагере было поручено, в частности, зажигать Соловецкий маяк — ездил туда и в бурю, лёжа в лодке, и по приезде от холода не мог зажечь фонарь.
Перед окончанием срока заключения, 3 января 1931 года получил ещё три года ссылки в Северный край и направлен в Архангельск, где жил до августа 1933 года. Сразу после досрочного освобождения был назначен, с 22 ноября 1933 года, епископом Тульским. Несмотря на запреты властей, помогал многим ссыльным и арестованным священнослужителям, оказывал им посильную помощь посылками, письмами. Назначал на приходы возвращавшихся из ссылок и заключения священников, помогал им материально. Совершал монашеские постриги, которые также не одобрялись властями. Кафедральным собором в период его управления епархией был небольшой Ильинский храм (ранее — приходская церковь), который во время архиерейских служб был переполнен народом.
18 декабря 1935 года был арестован по обвинению в руководстве контрреволюционной группировкой и заключён в Бутырскую тюрьму в Москве. Вместе с ним были арестованы ещё 26 человек, в основном священники и монашествующие. По приговору Особого совещания при НКВД СССР был выслан на пять лет на Север; жил в Каргополе. В Рождественский сочельник, 6 января 1938 года был вновь арестован, 13 января приговорён к расстрелу и 27 февраля расстрелян.
Канонизация
На заседании Священного Синода 17 июля 2001 года было принято решение включить его имя в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.
Включён в Собор Тульских святых, празднование Собору совершается 22 сентября[4].
1. Списки жертв. Дата обращения: 28 февраля 2012. Архивировано 31 января 2011 года.
2. сщмч. Онисим (Пылаев), епископ Тульский и Белёвский. Нижегородская епархиальная комиссия по канонизации. Дата обращения: 27 февраля 2018. Архивировано 28 февраля 2018 года.
3. Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Февраль. Архивная копия от 28 февраля 2019 на Wayback Machine — Тверь, 2005. — С. 269—282.
4. Собор Тульских святых. Официальный календарь Русской православной церкви. Дата обращения: 28 августа 2014. Архивировано из оригинала 5 июня 2020 года.
Изображения (2)
Дела (1)
Документы (1)
Фонд Т05 / Опись 1 / Дело 1
1. Обвинительное заключение по следственному делу Ильинского А.А и других
АУД № П -13446 (Дело №-15127) по обвинению: Пылаева М.В., Троицкого С.П., Воскресенского Александра Александровича, Остроумова Леонида Николаевича, Мерцалова Митрофана Александровича, Макарова Д.Ф.(Г) - монах Дометий, Мартынова И.П., Рыбалова А. И, Ильинского А. А, Белоусова В. Ф., Карасёва М. В, Одинокова Алексея Семёновича, Исаковского Александра Васильевича, Огородникова Александра Андреевича, Чулкова Геннадий Леонтьевича, Протасова Алексея Ивановича, Сазонова Григория Ивановича, Борисова Сергея Фёдоровича, Конова Алексея Александровича, Коновалова Виталия Сергеевича, Седовой Александры Ивановны, Быковой Серафимы Александровны, Трошиной-Трегубовой Агриппины Герасимовы, Стахановой Екатерины Георгиевны, Огарковой Натальи Алексеевны, Ермолаевой-Спасской Е. П., Хириной А.П. по статье 58 п.п. 10 и 11 УК РСФСР
Из текста Обвинительного Заключения
…
Будучи к/р настроенными все участники к/р группировки вели систематическую а/с агитацию среди населения против мероприятий советский власти, распространили всевозможные вымышленные к/р. слухи. Привлекала молодежь к церкви обрабатывали в а/с духе, втягивали в тайное монашество, и т.п.
Произведенным по делу следствием установлено:
В гор. Туже действительно существовала контрреволюционная группировка духовенства и церковников, возглавляемая Тульским епископом. ПЫЛАЕВЫМ Онисимом. Последний со времени приезда в гор. Тулу, то есть с 1933 года, занимая должность Управляющего Тульской Епархией, группировал вокруг себя контрреволюционно настроенное духовенсиво и монашество в лице священников ТРОИЦКОГО С.П., ВОСКРЕСЕНСКОГО А.А., МЕРЦАЛОВА М.А РЫБАЛОВА А.И., ИЛЬИНСКОГО А.А., монахов МАКАРОВА Дометия, БЕЛОУСОВА Виссариона и др. совместно с которыми он проводил к/р. деятельность.
Основной целью к/р. группировка имела проведение контр-революционной деятельности, возбуждения верующих масс против Советской власти и объединения их вокруг церкви для борьбы за веру и православие, привлечения молодежи к церкви и обработку их в а/с. духе, насаждения в гор.Туле тайного монашества и организацию помощи ссыльному духовенству и находящемуся в ИТЛ.
Одновременно к/р. группировка готовила переход церкви на нелегальное положение – в подполье
Л.7.
Затем собрав группу верующих на квартире ТРОШИНОЙ-ТРЕГУБОВОЙ, монах БАТОВ Николай предсказывая скорую перемену советской власти говорил:
"Я видел видение, висит в воздухе крест, под этим крестом появилось чудовище и начало подтачивать крестю Когда крест готов был упасть, то явилась с неба стрела и ударила в это чудовище. Крест это церковь, а чудовище Советская власть. "
"Бывая в разных городах вижу в народе очень плохое настроение, тяжелая жизнь для всех, особенно колхозников. Я встретился со знакомым колхозником, который идя в колхоз, говорил, что идет в ад, а не в колхоз, там мучают креситян хуже крепостного права… Скоро все изменится и жизнь пойдеь по сттарому церкви закрыть все не успеют, уже все при дверях. " / лд. 427, 427об, 429,429об.,433, 433об, 434,468,471, 473об, 474/.
Участники группировки кулаки, САЗОНОВ и ПРОТАСОВ содержали гр. БОРИСОВА Сергея Федоровича, с которым также поддерживал связь еп. ПЫЛАЕВ Онисим, священ. ИЛЬИНСКИЙ А.А. и др. БОРИСОВА С.Ф. они прославляли за "блаженного-прозорливо старца. В доме САЗОНОВА за советами, к БОРИСОВУ Сергею Федоровичу образовалась целое паломничество граждан как из гор. Тулы, а также окружающих селений и др. районов. Всех посетителей к нему фильтровал САЗОНОВ, по его указанию допускали только лишь к Сергею Федоровичу за советами и лечением. Имея у себя книгу "Откровение. Иоанна Богослова" в красочных картинах БОРИСОВ С.Ф. демонстрируя ее перед посетителям рассказывал о плохой жизни при Советской власти говоря:
" Советская власть - это власть антихриста и жизнь при Советской власти как раз совпадает с предсказаниями Иоанна Богослова, а он предсказывал гонениях на церковь и верующих, вот и теперь настали такие времена "
"Надо чаще ходить в церковь в больше молится. За грехи бог наказал нас этой безбожной властью, которая ведет борьбу с религией, закрывает и разрушает храмы и нужно больше молится, чтобы бог смилостивился над нами,низложил эту власть.
Л.9
Л.10
"Среди верующих я высказывал свои к/р. взгляды заявляя: Советская власть насильно закрывает церкви это несправедливо и мы духовенство должны быть организованы воедино, для того чтобы проводить нашу идею в жизнь"
В феврале месяце 1935 г. в квартире ПЫЛАЕВА, куда я был приглашен на именины, собралось духовенство. Между нами возник разговор о количестве оставшихся церквей в гор. Туле. Среди нас высказывались недовольства в сторону Советской власти о неправильном закрытии церквей. ПЫЛАЕВ выступая говорил: сейчас церкви все больше и больше закрывают. Нам духовенству сейчас об этом надо думать серьезно. Я как правящий епископ предполагаю, что если нам оставят хотя бы одну церковь, то я всех формально прикреплю к этой церкви, фактически будем производить богослужения на домах. Сидящие здесь же попы поддерживали и соглашались с еп. Онисимом ПЫЛАЕВЫМ. /Показания обв. БЕЛОУСОВА, л.д. 291 об. 293 об./
"В ноябре месяце 1935 г. я по приезде в гор. Тулу зашел к ПЫЛАЕВУ Онисиму. Разговор между нами происходил о закрытии церквей, ПЫЛАЕВ Онисим информировал о том, что в Туле закрыто несколько церквей и в дальнейшем предполагается закрытие других церквей. Здесь же он мне сказал если вашу церковь закроют, тоя разрешаю служить вам в домах верующих. Привел пример, что он в какой-то церкви, засыпанной зерном, разрешил служить на паперти.
Показания обв. МЕРЦАЛОВА л.д. 230об,.231/
Обвиняемый ПЫЛАЕВ признал себя признал себя виновным частично, только лишь в связях о прибывающим в ссылках духовенством и оказанием ему материальной помощи, посещении домов верующих и совершении тем нелегальных богослужений, а также в пострижении в тайное монашество и дачи указаний, по этому вопросу монаху МАКАРОВУ Дометию. /л.д. 115-135/.
Обвиняемые ТРОЦКИЙ С.П., ВОСКРЕСЕНСКИЙ А.А. ОСТРОУМОВ Л.Н. МАРТЫНОВ И.П., РЫБАЛОВ А.И, КОНОВ А.А., КОНОВАЛОВ В.С., БЫКОВА С.А., ТРОШИНА-ТРЕГУБОВА А.Г., СТАХА- A.F., СTAХAНОВА В.Г., ОГАРКОВА Н.А., ЕРМОЛАЕВА-СПАССКАЯ М.П. и ХИРИНА H.A во всем признали себя виновными, за исключением ведения к/р, агитация среди населения.
Остальные обвиняемые виновными себя, не признали,
Конец стр 10