1. Архивно-следственное дело по обвинению Ильинского Алексея Алексеевича

1936 - 1929
Аннотация:

Материалы архивного уголовного следственного дела № П-13448 УФСБ России по Тульской обл. на Ильинского А.А. и др. лиц

Имена (1)

Ильинский Алексей Алексеевич
Дефиниция: священник
Годы жизни: 1885-1937
Биографические сведения:

 Дата рождения: 1885 г. Место рождения: Тульской область, Богородицкий район, с. Михайловское/ Гражданство (подданство): гражданин СССР. Образование: духовная семинария. Профессия / место работы: священник Христорождественской церкви г. Тулы. Место проживания: г. Тула, ул. Жуковского, д. 39. Дата расстрела: 1937 г. Обвинение: антисоветская агитация. Осуждение: 16 апреля 1936 г. Осудивший орган: Особое Совещание при НКВД СССР. Статья: 58-10,11. Приговор: 3 года ИТЛ. Место отбывания: Кемеровская область, г. Мариинск, Сиблаг НКВД.  Дата реабилитации: 14 ноября 1960 г. Реабилитирующий орган: Тульский областной суд. Источники данных: Архивная справка УФСБ по Тульской обл. № ОРАФ/6-О-105 от 02.04.2004 по делу № П-13445

Документы (1)

1. Обвинительное заключение по следственному делу Ильинского А.А и других

АУД № П -13446 (Дело №-15127) по обвинению: Пылаева М.В., Троицкого С.П., Воскресенского Александра Александровича, Остроумова Леонида Николаевича, Мерцалова Митрофана Александровича, Макарова Д.Ф.(Г) - монах Дометий, Мартынова И.П., Рыбалова А. И, Ильинского А. А, Белоусова В. Ф., Карасёва М. В, Одинокова Алексея Семёновича, Исаковского Александра Васильевича, Огородникова Александра Андреевича, Чулкова Геннадий Леонтьевича, Протасова Алексея Ивановича, Сазонова Григория Ивановича, Борисова Сергея Фёдоровича, Конова Алексея Александровича, Коновалова Виталия Сергеевича, Седовой Александры Ивановны, Быковой Серафимы Александровны, Трошиной-Трегубовой Агриппины Герасимовы, Стахановой Екатерины Георгиевны, Огарковой Натальи Алексеевны, Ермолаевой-Спасской Е. П., Хириной А.П. по статье 58 п.п. 10 и 11  УК РСФСР


Из текста Обвинительного Заключения


Будучи к/р настроенными все участники к/р группировки вели систематическую а/с агитацию среди населения против мероприятий советский власти, распространили всевозможные вымышленные к/р. слухи. Привлекала молодежь к церкви обрабатывали в а/с духе, втягивали в тайное монашество, и т.п.
Произведенным по делу следствием установлено:
В гор. Туже действительно существовала контрреволюционная группировка духовенства и церковников, возглавляемая Тульским епископом. ПЫЛАЕВЫМ Онисимом. Последний со времени приезда в гор. Тулу, то есть с 1933 года, занимая должность Управляющего Тульской Епархией, группировал вокруг себя контрреволюционно настроенное духовенсиво и монашество в лице священников ТРОИЦКОГО С.П., ВОСКРЕСЕНСКОГО А.А., МЕРЦАЛОВА М.А РЫБАЛОВА А.И., ИЛЬИНСКОГО А.А., монахов МАКАРОВА Дометия, БЕЛОУСОВА Виссариона и др. совместно с которыми он проводил к/р. деятельность.
Основной целью к/р. группировка имела проведение контр-революционной деятельности, возбуждения верующих масс против Советской власти и объединения их вокруг церкви для борьбы за веру и православие, привлечения молодежи к церкви и обработку их в а/с. духе, насаждения в гор.Туле тайного монашества и организацию помощи ссыльному духовенству и находящемуся в ИТЛ.
Одновременно к/р. группировка готовила переход церкви на нелегальное положение – в подполье

Л.7.
Затем собрав группу верующих на квартире ТРОШИНОЙ-ТРЕГУБОВОЙ, монах БАТОВ Николай предсказывая скорую перемену советской власти говорил:
"Я видел видение, висит в воздухе крест, под этим крестом появилось чудовище и начало подтачивать крестю Когда крест готов был упасть, то явилась с неба стрела и ударила в это чудовище. Крест это церковь, а чудовище Советская власть. "
"Бывая в разных городах вижу в народе очень плохое настроение, тяжелая жизнь для всех, особенно колхозников. Я встретился со знакомым колхозником, который идя в колхоз, говорил, что идет в ад, а не в колхоз, там мучают креситян хуже крепостного права… Скоро все изменится и жизнь пойдеь по сттарому церкви закрыть все не успеют, уже все при дверях. " / лд. 427, 427об, 429,429об.,433, 433об, 434,468,471, 473об, 474/.
Участники группировки кулаки, САЗОНОВ и ПРОТАСОВ содержали гр. БОРИСОВА Сергея Федоровича, с которым также поддерживал связь еп. ПЫЛАЕВ Онисим, священ. ИЛЬИНСКИЙ А.А. и др.  БОРИСОВА С.Ф. они прославляли за "блаженного-прозорливо старца. В доме САЗОНОВА за советами, к БОРИСОВУ Сергею Федоровичу образовалась целое паломничество граждан как из гор. Тулы, а также окружающих селений и др. районов. Всех посетителей к нему фильтровал САЗОНОВ, по его указанию допускали только лишь к Сергею Федоровичу за советами и лечением. Имея у себя книгу "Откровение. Иоанна Богослова" в красочных картинах БОРИСОВ С.Ф. демонстрируя ее перед посетителям рассказывал о плохой жизни при Советской власти говоря:

" Советская власть - это власть антихриста и жизнь при Советской власти как раз совпадает с предсказаниями Иоанна Богослова, а он предсказывал гонениях на церковь и верующих, вот и теперь настали такие времена "
"Надо чаще ходить в церковь в больше молится. За грехи бог наказал нас этой безбожной властью, которая ведет борьбу с религией, закрывает и разрушает храмы и нужно больше молится, чтобы бог смилостивился над нами,низложил эту власть.


Л.9


Л.10

"Среди верующих я высказывал свои к/р. взгляды заявляя: Советская власть насильно закрывает церкви это несправедливо и мы духовенство должны быть организованы воедино, для того чтобы проводить нашу идею в жизнь"
 В феврале месяце 1935 г. в квартире ПЫЛАЕВА, куда я был приглашен на именины, собралось духовенство. Между нами возник разговор о количестве оставшихся церквей в гор. Туле. Среди нас высказывались недовольства в сторону Советской власти о неправильном закрытии церквей. ПЫЛАЕВ выступая говорил: сейчас церкви все больше и больше закрывают. Нам духовенству сейчас об этом надо думать серьезно. Я как правящий епископ предполагаю, что если нам оставят хотя бы одну церковь, то я всех формально прикреплю к этой церкви, фактически будем производить богослужения на домах. Сидящие здесь же попы поддерживали и соглашались с еп. Онисимом ПЫЛАЕВЫМ. /Показания обв. БЕЛОУСОВА, л.д. 291 об. 293 об./

"В ноябре месяце 1935 г. я по приезде в гор. Тулу зашел к ПЫЛАЕВУ Онисиму. Разговор между нами происходил о закрытии церквей, ПЫЛАЕВ Онисим информировал о том, что в Туле закрыто несколько церквей и в дальнейшем предполагается закрытие других церквей. Здесь же он мне сказал если вашу церковь закроют, тоя разрешаю служить вам в домах верующих. Привел пример, что он в какой-то церкви, засыпанной зерном,  разрешил служить на паперти.
Показания  обв. МЕРЦАЛОВА л.д. 230об,.231/
Обвиняемый ПЫЛАЕВ признал себя признал себя виновным частично, только лишь в связях о прибывающим в ссылках духовенством и оказанием ему материальной помощи, посещении домов верующих и совершении тем нелегальных богослужений, а также в пострижении в тайное монашество и дачи указаний, по этому вопросу монаху МАКАРОВУ Дометию. /л.д. 115-135/.

Обвиняемые ТРОЦКИЙ С.П., ВОСКРЕСЕНСКИЙ А.А. ОСТРОУМОВ Л.Н. МАРТЫНОВ И.П., РЫБАЛОВ А.И, КОНОВ А.А., КОНОВАЛОВ В.С., БЫКОВА С.А., ТРОШИНА-ТРЕГУБОВА А.Г., СТАХА- A.F., СTAХAНОВА В.Г., ОГАРКОВА Н.А., ЕРМОЛАЕВА-СПАССКАЯ М.П. и ХИРИНА H.A во всем признали себя виновными, за исключением ведения к/р, агитация среди населения.
Остальные обвиняемые виновными себя, не признали,
Конец стр 10