Челищев Федор Алексеевич
церковный староста
Род. в 1879 г.
Челищев Федор Алексеевич (1879)
Дата рождения: 8 февраля 1879 г.
Место рождения: Москва
Пол: мужчина
Профессия / место работы: священник, Отец — Алексей Михайлович Челищев, мать — Ольга Алексеевна Хомякова (Челищева)
Место проживания: Тамбов
Дата смерти: 20 января 1942 г.
Место смерти: Владимир
Аресты
Где и кем арестован: Московская губ., г. Сергиев Посад
Дата ареста: 1 декабря 1925 г.
Обвинение: "активное участие в монархической группе церковников и мирян, ставившей своей задачей сплочение реакционно-монархических элементов вокруг Церкви и направление ее против Советской власти"
Осуждение: 21 мая 1926 г.
Осудивший орган: Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР
Статья: 58-6,62,68 УК РСФСР
Приговор: 3 года ссылки через ПП ОГПУ в Зырянский край до 01. 12. 1928г. с последующим лишением права проживания в 6 населенных пунктах страны
Комментарий к аресту: Москва, Бутырская тюрьма (01.12.1925—04.05.1926 гг.). Федор Алексеевич был арестован в составе большой группы "церковников". В это же время по делу, связанному с разгромом Зосимовой пустыни была арестована и отправлена в ссылку его будущая жена Ольга Александровна Грессер
Источники данных: БД «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»
Места проживания
Тамбов
Дата окончания: 1912 г.
Постоянно работал в земстве, участвуя в создании сельских школ.
До 1912г. заведовал народным образованием при Тамбовском земстве.
Федор Алексеевич много путешествовал по Европе, знал языки, играл
на виолончели, всю жизнь писал стихи.
В 1912г. он уезжал на Балканы добровольцем под марш "Прощание славянки" и был
санитаром в Сербской армии.
фронты Первой мировой войны
Дата окончания: 1917 г.
В годы Первой мировой войны Федор Алексеевич был на фронте в качестве санитара,
а при Временном правительстве был мобилизован в артиллерию
Тульская о., Ясногорский р., с. Федяшево
1917—1917 гг.
Федор Алексеевич вернулся с фронта уже после Революции и после разграбления имения
Федяшево.
Много позже сын Ф. А. Челищева Николай Федорович свидетельствовал (по семейным воспоминаниям):
"Из дома было вынесено все, кроме книг. Самое горькое чувство
осталось от угона верховых лошадей, к которым вся семья была очень
привязана. Потом удалось случайно найти и выкупить только одного
скакового жеребца по кличке "Барс". Когда его нашли, он был заезжен и
опоен, и радостно заржал, узнав старых хозяев. Его сдали в конюшню
конного завода (тогда уже совхоза) в Шульгино. Остальные верховые
лошади так и были загублены в оглоблях. Бабушка была удручена тем, что
местные крестьяне, с которыми дружно жили бок о бок не один десяток
лет, в одночасье превратились в воров и погромщиков. . .
В разграбленном доме отапливался только первый этаж. Отец жил в
библиотеке, которая осталась еще от барона Гартунга и пополнялась моим
дедом и отцом. Он вернулся после изнурительной войны на свежие руины
безмятежной довоенной, дореволюционной жизни. Участникам событий еще не
было ясно, что произошло. . .
После погрома оставаться в Федяшеве было не безопасно, и бабушку
перевезли в другое имение — Шульгино. Но и здесь было неспокойно.
Пришлось еще раз переезжать — в Заглухино (имение сестры Федора Алексеевича
Кати). Вскоре из Заглухина также пришлось поспешно уезжать.
А тетя Катя собрала подростков-гимназистов, сама взяла в руки двустволку
и прогнала погромщиков. В тот же день ее арестовали чекисты из Тулы.
В тюрьме она подверглась страшным издевательствам и сошла с ума. . . "
Тульская губ., Новосильский у. (Тульская о., Ленинский р. пос. Октябрьский), с. Богучарово (усадьба)
1917—1917 гг.
В тяжелые годы красного террора Федор Алексеевич стал хранителем
музея-усадьбы своего деда, видного славянофила и общественного деятеля
Алексея Степановича Хомякова в родовой усадьбе Хомяковых в с. Богучарово.
Здесь имелась церковь Сретения Господня, построенная родителями А. С. Хомякова
в ознаменование победы России в войне 1812 года.
Из рассказа об отце Н. Ф. Челищева:
"В это время удалось взять под охрану, как музей, поместье А. С. Хомякова
в Богучарове, и отец стал хранителем этого музея. Шли годы
красного террора. Привычный жизненный уклад был полностью разрушен:
отбирались помещичьи усадьбы, закрывались церкви, ссылались
священники. . . "
Тульская губ., Новосильский у. (Тульская о., Ленинский р. пос. Октябрьский), с. Богучарово (усадьба)
1917—1917 гг.
Из рассказа об отце Н. Ф. Челищева:
"При конфискации ценностей из церкви в Богучарове крестьяне
пытались оказать сопротивление, исполняя запрет Патриарха. Отец
предложил внести фамильное серебро вместо церковных ценностей, но это
не помогло. Чекисты увезли в Тулу и столовое серебро, и церковную
утварь. Вскоре отец был арестован, а музей и церковь — закрыты"
Москва
Дата окончания: 1925 г.
Федор Алексеевич был противником обновленчества.
Из его стихотворения, где речь идет об обновленцах, которых большевики
использовали для подчинения Церкви своей власти:
"Безумна мысль, приставить к правде Божьей
Антихристов почетный караул.
Одеть ее, как куклу пестрой ложью,
Вокруг создать молитв фальшивый гул.
Не приковать к чугунному подножью
Жилицу света. . .
1920 год. Москва"
Московская губ., г. Сергиев Посад, ул. Вифанка, 57
1925—01.12.1925 гг.
После закрытия музея в Богучарове Федор Алексеевич с матерью Ольгой Алексеевной
оказались в Сергиевом Посаде.
Здесь он познакомился со своей будущей женой, дочерью известного в губернии
общественного деятеля Александра Петровича Грессера — Ольге Александровне
(23. 02. 1897-23. 02. 1981).
В 1920-е годы в Сергиевом Посаде (Загорске) осели разгромленные московские
аристократические семьи (Голицыны, Истомины, Комаровские, Самарины, Трубецкие,
Шаховские, Шереметевы. . .). Отсюда многие были арестованы
Владимир
1930—1933 гг.
В 1930г. Федор Алексеевич возвратился из ссылки.
Получив "минус 6", Федор Алексеевич уже не смог вернуться
в Сергиев Посад. Он поселился во Владимире, наиболее близком к Москве городе,
где ему было разрешено жить.
В 1931г. он обвенчался с Ольгой Александровной, также вернувшейся из ссылки.
Венчались они с большими предосторожностями в чудом уцелевшей деревенской
церкви под Владимиром. Никаких свадебных торжеств не было.
Мать Федора Алексеевича не смогла приехать во Владимир и прислала икону
с благословением. Отец Ольги Александровны после Гражданской войны осел
в Омске. Это было венчанье в пустой церкви вдвоем: без родителей,
без родственников, без друзей, без зрителей.
Челищевы сняли маленькую комнату на окраине Владимира и жили в полной нищете,
но были счастливы.
Здесь они оказались под надзором органов НКВД.
Раз в две недели нужно было лично отмечаться в милиции.
Каждая поездка в Москву или в Сергиев Посад была связана с риском ареста и
нового срока.
В 1932г. в Сергиевом Посаде умерла его мать, которую он очень любил.
Федор Алексеевич не имел права вернуться в Сергиев Посад.
Лишь по предъявлении телеграммы о смерти Федору Алексеевичу разрешили приехать
из Владимира, чтобы попрощаться с матерью, но он опоздал
Владимирская о., г. Муром
Дата начала: 1933 г.
Вскоре Челищевы переехали в г. Муром, где оказались без средств к существованию
и даже без хлебных карточек. Они жили с временной пропиской под присмотром
органов НКВД.
В 1933г. родился их единственный сын Николай.
Крестил его друг Федора Алексеевича священник Сергей Сидоров (расстрелян в 1937г.).
Как "лишенцу", Федору Алексеевичу долгое время не удавалось получить работу.
Он подрабатывал уроками и черчением. Но этого было недостаточно для существования
семьи.
В марте 1934г. Челищевы еще проживали в Муроме
Ярославская о., с. Норское
Дата окончания: 1939 г.
В 1935(1934?)г. Челищевы переехали в село Норское на Волге под Ярославлем.
Там Ф. А. Челищев работал библиотекарем заводской библиотеки в Затоне, на другой
стороне Волги. Летом через Волгу была лодочная переправа, а зимой, чтобы попасть
на работу, ему приходилось переходить пешком по льду.
Челищевы старались воспитывать сына в любви к Богу и Церкви.
"У меня. . . сохранились радостные детские воспоминания от посещения церкви и
причастия", — через много лет писал в своих мемуарах Николай Челищев.
У Федора Алексеевича и Ольги Александровны была большая разница в возрасте,
разное воспитание, но их связывала глубокая религиозность.
Как писал позже их сын Николай, "для них вера в Бога была естественной и искренней,
без показного благочестия, без оглядки и скепсиса. В моих детских воспоминаниях
сохранилась праздничная, радостная атмосфера Рождества, которую сумели создать
мои родители наперекор нашей голодной и холодной повседневной жизни"
Московская о., г. Мытищи
1939—1941 гг.
В 1939г. Челищевы переехали в г. Мытищи.
Федор Алексеевич до начала Великой Отечественной войны работал младшим научным
сотрудником в ИФЛИ, в Сокольниках, занимаясь разборкой архивов
Москва
10.1941—11.1941 гг.
Осенью 1941г. Челищевы недолго жили в Москве у Бобринских (родственников)
в Трубниковском переулке.
Первое время при налетах прятались в метро, но вскоре стали оставаться дома.
Сын Николай помнил страшный ночной взрыв поблизости. Потом говорили, что бомба
угодила в здание театра Вахтангова на Арбате.
Это было время осеннего немецкого наступления. В середине октября Москва
опустела.
В осадной Москве 1941 года Федор Алексеевич по ночам дежурил на крыше дома в
Трубниковском переулке, чтобы сбрасывать на землю зажигательные бомбы
при немецких налетах
Владимирская о., с. Доброе
11.1941—1941 гг.
После налетов на Москву и осеннего немецкого наступления в ноябре 1941г.
возникла угроза, что сына Николая эвакуируют отдельно от родителей.
Поэтому Ольга Александровна с Николаем налегке перебралась в Доброе Село
под Владимиром. Федор Алексеевич с вещами приехал позже.
Ольге Александровне дали комнату, как медсестре психбольницы.
Здесь им пришлось пережить все трудности военного времени.
Последнее сохранившееся стихотворение Ф. А. Челищева обращено к Богу и звучит
как молитва:
"От земной коварности
Освети страданием,
Сердце благодарностью,
Совесть покаянием!
И в земли лишениях,
И в небес решениях,
В дивных утешениях
Сам нам воссияй!"
Ноябрь 1941 года. Доброе село. "
Владимир
1941—20.01.1942 гг.
Н. Ф. Челищев пишет:
"Стихотворение отца, написанное зимой 1941г. во Владимире незадолго
до смерти, не сохранилось. Это была самая трудная военная зима,
со жгучими морозами на улице и с замерзающей водой в комнате.
Печка вечно не разгоралась, и на растопку шел любой клочок бумаги. . . .
Со слов матери я запомнил только одно четверостишье:
"Опять трещат дрова в печурке,
И под иконой теплится лампада.
Сегодня Бог дает нам эти чурки.
Он завтра даст, что завтра будет надо".
К зиме нам удалось перебраться на окраину Владимира. Это было
Московское шоссе. Круглые сутки мимо дома шли два встречных потока:
беженцы — на Восток, новобранцы — на Запад. Стояли жестокие Крещенские
морозы. Во дворе постоянно останавливались машины, у костров толпились
люди. По ночам отсветы пламени освещали наш двор.
Дневной свет почти не проникал в нашу маленькую комнату через обмерзшее
окно. В комнате была печка, но с дровами было очень трудно.
Мать работала две смены в психбольнице, а отец каждое утро отправлялся
на поиски топлива. Однажды он вернулся весь покрытый морозным инеем с
большой вязанкой досок, выломанных из старой плотины.
Запылал огонь в печке, и в комнате скоро стало тепло.
Ночью отец умер от сердечного приступа. Был январь 1942-го. "
Служение
Священный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918гг.
Должность член Собора по избранию от мирян Тульской губернии
1917—1918 гг.
Федор Алексеевич участвовал в работе Всероссийского Церковного Собора,
где было восстановлено Патриаршество (упраздненное Петром I) и избран Патриарх
Тихон, отказавшийся сотрудничать с большевиками и осудивший изъятие церковных ценностей
Заявители
1. Волков Всеволод Олегович, доктор экономических наук, профессор
2. Челищев Николай Федорович, сын
Документы: ЦА ФСБ РФ. Д. Н-3677. Т. 2. Л. 153-153об.
П
убликации
1. Просим освободить из тюремного заключения (письма в защиту репрессированных). М. :Современный писатель, 1998. 208с., илл.
С. 170.
2. Покаяние: Мартиролог. Т. 3. / Сост. М. Б. Рогачев. Сыктывкар, 2000. 496с.
С. 264.
3. http://www. tchelcon. webspace. virginmedia. com/text. htm (Голос из прошлого. Стихотворения Ф. А. Челищева с комментариями и под редакцией Н. Ф. Челищева).
4. http://samlib. ru/e/eelishew_n_f/roddoc. shtml (Журнал "Самиздат". Челищев Николай Федорович. Моя родословная).
Категории:
Новомученики и исповедники РПЦ XX века (База данных)Открытый список