44. КАМЕНЬ ИЗ МАЛИНОВСКОГО КАРЬЕРА / С.Щеглов. Тульские известия, № 238, - 1993. - 14 дек. (публ. № 44)

1993
Аннотация:

КАМЕНЬ ИЗ МАЛИНОВСКОГО КАРЬЕРА
Публикация «Тульских известий» под заголовком «Кощунство» (28 октября) не прошла бесследно. Кроме откликов читателей, в основном эмоционального характера (некоторые из писем были напечатаны), имели место и последствия практические. Администрация Ленинского района, в частности заместитель главы администрации Валентин Губарев, приняли меры к тому, чтобы очистить захоронение жертв незаконных расстрелов от сваленного туда мусора и заложить на этом месте давно обещанный памятник.
На днях мы встретились с директором Малиновского карьера Юрием Синяевым и главным инженером Анатолием Поддувалиным. Оба с пониманием отнеслись к просьбе «Мемориала» и администрации района помочь B закладке памятника возле Тесницких лагерей. Решено установить возле братских могил камень с надписью, произвести символическое захоронение останков погубленных. Руководители карьера согласились предоставить и обработать глыбу известняка основание к памятнику (плиту) безвозмездно, а также доску для надписи. Наши беседы с работниками карьера показали, как трогает сердца людей трагедия, сыгранная Сталиным и его соратниками полвека назад.
У меня дедушка попал под репрессии тридцать седьмого года, - рассказал начальник цеха Валерий Шатик, с которым мы подбирали глыбу известняка и доску.
Редкую семью не затронули беззакония ежовщины-бериевщины. Долгие годы это тщательно скрывалось как властями, так и самими пострадавшими и их семьями, считалось пятном в биографии, отрицательно влияло на продвижение по службе, в учебе, прочих житейских делах. Да и вообще - что приятного афишировать столь страшные вещи? Только теперь, когда окончательно снят гнет былой политики и секретности, люди избавились от страха и опасений (да и то еще не все) и начинают вспоминать имена и судьбы близких, осознавать истинное значение и смысл происшедшего. На конкретных примерах раскрытых теперь «уголовных дел» большинство убедилось, насколько ужасна была ложь о «врагах народа», как беззастенчиво обвинялись в самых тяжких преступлениях не совершившие их люди - от простого слесаря, колхозника до профессора и наркома.
Подтверждением тому, как прозревают так долго и искусно обманываемые граждане, служат письма, идущие в «Тульские известия» и в общество «Мемориал» в ответ на публикуемые списки репрессированных. Вот одно из таких писем.
«Просьба моя, как и у многих моих земляков. Пожалуйста, найдите, где похоронен или расстрелян наш отец и дедушка ГЛЕБОВ Роман Васильевич, 1897 года рождения (место рождения не знаем). Он работал до ареста в бурразведке металлкомбината, г. Тула. В 1937 году его забрали, он сидел вначале в тульской тюрьме, затем его отправили в Акмолинские лагеря НКВД, и больше мы ничего о нем не слышали и ничего не знаем.
Бабушка мне рассказывала, что до переезда в Тулу они жили в деревне Сечено Дедиловского района Тульской области. Семья Романа Васильевича Глебова состояла из его жены Глебовой Пелагеи Ивановны и детей: Глебова Виктора Романовича, Глебовой Веры Романовны, Глебовой Лидии Романовны (моей мамы) и Глебова Вячеслава Романовича. Моя мама сейчас очень больна, поэтому пишу я - Румянцева Галина Сергеевна. Я помню, как мучилась наша бабушка от того, что не знала, где захоронен ее любимый муж. Дедушку вспоминали всегда только добрыми словами. Мама рассказывала, что это был сильный, добрый человек, очень любивший детей. Мама помнит, что дедушка носил морскую форму (у нас и фото- карточка такая есть).
Дорогие, уважаемые сотрудники редакции «Тульских известий»! Прошу вас, помогите найти следы моего дедушки. Заранее вам благодарны. Семья Хабаровых и Румянцевых, г. Тула»,
Мы постараемся сделать все, чтобы выполнить вашу просьбу, уважаемая Галина Сергеевна. Стремление ваше узнать правду о родственнике благородно, и пусть оно послужит примером для многих. 
Продолжаем списки расстрелянных в Туле в 1937-1938 гг.

 - списки реабилитированных  с №№ 1963 (1480) по 1997 (1514) -