3. На месте расстрелов трава не растет / Тульские известия

Аннотация:

НА МЕСТЕ РАССТРЕЛОВ ТРАВА НЕ РАСТЕТ
Областная прокуратура передала обществу «Мемориал документ важного исторического значения. Он является итогом большой работы, проведенной следственной частью прокуратуры совместно со следственным отделением УКГБ РСФСР по Тульской области, областным бюро судебно-медицинской экспертизы и  лаборатории научно-исследовательской судебной экспертизы. Это «Заключение по материалам проверки по факту обнаружения массовых захоронений жертв политических репрессий периода 30- 50-х годов.
«Тульские известия» уже рассказывали читателям (13 июля, репортаж «Яма в Никольском лесу») об этой работе. Теперь она завершена. Начальник следственной части прокуратуры Тульской области младший советник юстиции Валерий Игнашин рассмотрел все относящиеся к делу материалы и установил следующее.
По многочисленным письмам и устным обращениям граждан в советские и правоохранительные органы работники управления КГБ РСФСР по Тульской области в течение последних двух лет проводили работу по установлению мест массовых захоронений жертв репрессий, приходяшихся в 30-50-е годы. Цель этой работы - увековечение памяти невинно пострадавших. При этом изучались архивные документы УКГБ. По некоторым из них выявляли очевидцев тех трагических событий.
Из документов следовало: для выполнения «специальных заданий» при УНКВД создавались оперативные группы сотрудников аппарата, работников внутренней тюрьмы. При беседе с одним из них (он был водителем спецмашины) было установлено, что массовые расстрелы и захоронения их жертв производились в лесу в районе Тесницких лагеоей, в теперешнем Ленинском районе. Тот человек и показал эти места.
Подтвердил показание и еще один бывший работник спецгруппы. Собранные материалы и полученная информация явились основанием для проведения координационного совещания работников правоохранительных органов Тульской области. Оно состоялось 6 мая 1991 г.
Было решено: в целях достоверного определения места захоронений создать бригаду из работников областной прокуратуры, УКГБ, бюро судебно-медицинской экспертизы, УВД Тулоблисполкома, научно-исследовательской лаборатории судебной экспертизы, других организаций и учреждений.
Произвести осмотр места массового захоронения и руководить всеми относящимися к этому операциями поручили начальнику следственной части прокуратуры Тульской области. Их начали 1 июля и завершили 22 июля.
Большую помощь в раскопках на месте массовых захоронений расстрелянных оказали военнослужащие Тульского гарнизона.
В процессе осмотра леса (Тесницкое военное лесничество) в районе 162-го километра автодороги Москва- Симферополь на участке площадью 100 х 150 метров обнаружили 22 неглубокие впадины. На них не росла трава, не было и кустарников. Некоторые углубления покрыты водой. Впадины нечеткие, приблизительно четырехугольной формы с длиной сторон от четырех до пяти метров.
Раскопки были сделаны выборочно на месте трех впадин. Их условно обозначили No 1, 2 и 3.
В первой на глубине от двух до трех метров были обнаружены и извлечены пятнадцать человеческих черепов, множество костей скелетов, остатки истлевшей одежды, обувь (сапоги, ботинки, галоши) и гильза.
На двух черепах в затылочной части видны дырки. Во втором захоронении найдено десять черепов и тоже много костей скелетов, и тоже остатки истлевшей одежды, обувь. В двух черепах - круглые дырки. Судебно-медицинская экспертиза признала эти отверстия результатом огнестрельных повреждений черепов.
При раскопках третьего места на глубине полтора-два с половиной метра нашли 29 проржавевших металлических кружек, три гильзы, пулю, восемь лопат, очки в футляре, куски металла от ящиков для хранения патронов.
Отдел баллистических исследований Тульской научно-исследовательской лаборатории судебной экспертизы пришел к выводу: три гильзы и пуля являются частями револьверных патронов диаметром 7,62 миллиметра - от револьверов «Наган». Одна гильза - от винтовочного патрона такого же калибра.
По сведениям, полученным от управления КГБ, в тридцатые-сороковые годы на вооружении сотрудников УНКВД имелись револьверы системы «Наган».
Ф. рассказал, что с конца 1936 и по 1939 год он нес службу (охранял объект) в лесном массиве в районе Тесницких лагерей. Больше всего расстрелов, по его словам, было в 1937 и 1938 годах. Расстреливали только ночью. Могилы готовили заранее. Каждая яма была со сторонами четыре на четыре метра и глубиной два с половиной - три метра. Заключенных вывозили в лес машинах по пятнадцать-двадцать человек. Из машин выводили по одному и на краю ямы расстреливали. В основном это были политические заключенные. Расстреливали лица из аппарата УНКВД. Ни врачи, ни прокуроры, ни какие-либо другие работники при этом не присутствовали.
Когда велись расстрелы, сотрудники УНКВД, оцеплявшие местность, вели стрельбу из своего оружия в целях имитации стрелкового полигона, чтобы звуки отдельных выстрелов не услышали в окрестностях. Все это подтверждается большим количеством боеприпасов, остатки которых найдены на этом месте (захоронение No 3).
Объяснения, данные Ф., согласуются с результатами осмотра и другими материалами проверки.
Документы из Тульского государственного архива, а также опрос жителей близлежащих населенных пунктов и представителей сельских (поселковых) Советов подтверждают, что других захоронений в лесном массиве района Тесницких лагерей не производилось.
Таким образом, материалы проверки убедительно свидетельствуют, говорится в Заключении, что массовые расстрелы политических заклю ченных и их захоронение велись именно в исследованном месте. В силу чего лесной массив в районе Тесницкого военного лесничества (Тульская область, Ленинский район) следует признать местом массовых расстрелов и захоронений жертв политических репрессий 30- 50-х годов.
В соответствии с Указом Президиу ма Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х гг.» Заключение по материалам проверки мест массовых захоронений вместе со списками расстрелянных, представленными УКГБ по Тульской области, направлено в исполнительный комитет Тульского областного Совета народных депутатов для решения совместно с областным обществом «Мемориал» вопроса об увековечении памяти незаконно репрессированных.
Заключение рассмотрено и утверждено на заседании координационного совета работников правоохранительных органов Тульской области 29 октября 1991 г.
Списки включают: один - 485 расстрелянных, другой -1766,  всего 2251.
Теперь предстоит работа по установлению монументов на месте расстрелов и захоронений, а также в центре Тулы и в других городах области. Это все будет рассмотрено в облисполкоме и облсовете и установлено их решениями.
Подготовительная работа и увековечению уже ведется. Наша газета сообщила недавно, что тульский скульптор Арнольд Чернопятов создал скульптурную группу символически изображающую сталинский репрессивный аппарат. Возможно, этой работе подключатся и другие скульпторы, а также архитекторы. Вероятно, будет объявлен конкурс.
СВЕДЕНИЯ
о жителях Пролетарского района г. Тулы, реабилитированных в соответстствии с "Указом ПВС СССР от 16 января 1989 г. "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и конца 50-x r"
1. Велигдень Иосиф Иосифович, 1906 г. р., уроженец Польши, житель г. Тулы, начальник смены цеха No 11 Тульского завода No 176. Репрессирован в сентябре 1937 г. Реабилитирован в марте 1989 г.
2. Воробьев Епифан Федорович, 1908 г. р., уроженец с. Воробьево Солнцевского района Курской обл., житель г. Тулы, дежурный электрик НТМЗ. Репрессирован в ноябре 1937 г. Реабилитирован в апреле 1989 г.
3. Гольцингер Руперт Антонович, 1913 г. р., уроженец пос. Гематен (Австрия) проживал в Туле, токарь НТМ3. Репрессирован в мае 1939 г. Реабилитирован в мае 1990 г.
4. Гаюр Валентин Мартынович, 1913 г. р., уроженец с. Шаровачка Проскуровского района Винницкой обл., проживал в г. Туле, лебедчик НТМ3. Репрессирован в июне 1938 г. Реабилитирован в мае 1990-г.
5. Губанов Владимир Алексеевич, 1918 г. р., уроженец г. Вильнюса, проживал в Туле, монтер связи НТМ3. Репрессирован в феврале 1938 г. Реабилитирован в июне 1990 г.
6. Королев Яков Петрович, 1911 г.р., уроженец и житель Тулы, рабочий патронного завода, репрессирован в 1932 г. Реабилитирован в июне 1990 г.
7. Кулагин Александр Васильевич, 1916 г. р., уроженец д. Борисовка Свердловского района Курской обл., проживал в Туле, п. Криволучье, барак No 517, кв. 3, подручный спесаря НТМЗ в цехе водоснабжения. Репрессирован в 1937 г. Реабилитирован в июне 1990 г.
8. Король Макар Борисович, 1915 г. р., уроженец с. Турок Макарицкого сельсовета Петриковского района БССР, житель г. Тулы, пос. НТМ3, ул. Советская, д. 3, кв. 5 сверловщик НТМЗ. Репрессирован в 1937 г. Реабилитирован в июне 1990 г.
9. Коц Витольд Владиславович, 1908 г. р., уроженец Иркутской обл., пос. Иннокентьевск, проживал в Туле, пос. Таптыково, барак No 54, красный уголок. Слесарь НТМ3. Репрессирован в 1937 г. [Дата расстрела: 10 ноября 1937 г.] Реабилитирован в июне 1990 г.
10. Медведев Петр Яковлевич, 1898 г. р., уроженец и житель д. Большое Еловое Тульской обл., бывший член ВКП(б), рабочий центральной электростанции НТМ3. Репрессирован в 1937 г. Реабилитирован в июне 1990 г.
11. Макарищев Александр Павлович, 1873 г. р., уроженец и житель Тулы, бывший член ВКП(б), слесарь-лекальщик завода им. Кирова. Репрессирован в an- реле 1938 г. Реабилитирован в мае 1990 г.
12. Мольнар Михаил Михайлович, 1896 г. р., уроженец г. Унгвар (Венгрия), проживал в Туле, ул. Коммунаров, д. 59, кв. 15, бывший член ВКП(б), бригадир 1990 r. разливочной машины НТМЗ. Репрессирован в марте 1938 г. Реабилитирован в мае
13. Сафронов Николай Сергеевич, 1911 г. р., уроженец с. Аксеново Кежем- ского района Красноярского края, проживал в Туле, начальник технического бюро Тульского НИИ No 147, бывший кандидат в члены ВКП(б). Репрессирован в марте 1949 г. Реабилитирован в июне 1990 г.
14. Соломани Юлий Александрович, 1902 г. р., уроженец г. Будапешта, проживал • Тупе, главный механик фабрики «Тульская гармония». Репрессирован в октябре 1937 г. Реабилитирован в июне 1990 г.
15. Сатаров Петр Павлович, 1910 г. р., уроженец -д. Крутой Верх Узловского района Тульской обл., проживал в Туле, электромонтер на заводе No 539. Ре- прессирован в октябре 1942 г. Реабилитирован в мае 1990 г.
16. Спасский Иван Иванович, 1914 г. р. уроженец и житель г. Тулы, шофер строительной конторы No 12 треста «Металлострой». Репрессирован в апреле 1935 г. Реабилитирован в мае 1990 г.
Подготовил к печати
Сергей ЩЕГЛОВ.
(Продолжение следует).