7. Именной каталог бывшего спецхрана государствен­ного архива Тульской области как источник сведений по генеало­гии //Антонова И.А. в сб. Известия Русского гене­алогического общества. СПб., 1995. Вып. 2. С. 54-56

1995
Аннотация:

Текст публикации

При необходимости работать по генеалогической тематике сотрудники ГАТО и исследователи столкнулись с проблемами источниковедческого характера: где, в каких фондах отложилась нужная информация? Особые сложности возникали при поиске документов, связанных с так называемым “средним” человеком советского периода. В этой ситуации неоценимую помощь может оказать именной каталог бывшего спецхрана.

Этот каталог в нашем архиве более чем в тридцать раз превышает по количеству тематических карточек именной каталог открытого фонда. После рассекречивания они, к счастью, не были слиты воедино. И это представляется методически верным, поскольку этот уникальный вид научно-справочного аппарата, равного которому не было создано в провинциальных архивах, должен быть сохранен как таковой.
Обстоятельства его формирования и те цели, которые преследовались при его создании, объясняют отсутствие сведений и даже упоминаний о такого рода каталогах в печати. До недавнего времени пользоваться им исследователям и даже обычным сотрудникам архивов (кроме сотрудников спецхрана) не разрешалось.
В ГАТО этот каталог создавался ч 1940 г. до конца 1950-х гг. Работа по его составлению не прекращалась ни когда гитлеровские танки были на подступах к Туле, ни когда архив находился в эвакуации в Павлодаре.
Здесь мы сталкиваемся с тем редким случаем, когда работа, проделанная во имя сомнительных в нравственном отношении целей, в итоге может быть обращена во благо. Так, рассматриваемый каталог, созданный на основании серии циркуляров ГПУ НКВД СССР 1939 г. и спецприказа НКВД СССР № 001345 от 23 октября 1940 г. “Об использовании архивных материалов в оперативно-чекистской работе” за подписью Л.П.Берии, ныне оказался ценнейшим источником для работы по генеалогическим вопросам советского периода.
Источниковая база каталога довольно широка и, что представляется особо ценным, объединяет фонды как советского, так и досоветского периодов. Именные карточки составлялись по фондам органов власти, органов правосудия, жандармерии и полиции, милиции и т. п., карательных органов советской власти, предприятий и учреждений, органов, осуществлявших избирательные кампании и фиксировавших политическую принадлежность.
Для удобства практического пользования (сотрудниками НКВД) в процессе работы над каталогом составлялись списки людей по определенному признаку (землевладельцы, домовладельцы, владельцы предприятий, купцы, торговцы, налогоплательщики, дворяне, буржуазия, чиновники, служители религиозного культа, члены крестьянских обществ, иностранцы, лица, состоящие в иных политических партиях, списки сотрудников Тульского губернского жандармского управления, высший офицерский состав, списки дезертиров, бандитов, провокаторов, шпионов, контрреволюционеров). Подбор признаков обрисовывал доминанту замысла создателей. Это была попытка новой классификации “людского материала” по предполагаемому способу его мышления относительно единственно значимого предмета: признания или непризнания коммунистической идеи. Цель - истребление инакомыслия и даже возможности такового.
Анализируя каталог, можно определить те основания, которые по мысли его создателей, формируют антикоммунистическое мышление. Это наличие имущества и связанная с ним социальная принадлежность, принадлежность к другим политическим партиям, принадлежность к определенным профессиям, национальность и, наконец, родство с инакомыслящими. Последнее - попытка борьбы против инакомыслия путем неправедного использования генеалогических сведений, как известно, стала причиной многочисленных трагедий насильственных разрывов родственных связей (дети, чтобы сохранить свою жизнь и свободу, вынуждены были публично отказываться от родителей, жены - от мужей). Сведения о “политически неблагонадежных” предках и родственниках скрывались, их стыдились. Все вместе взятое привело к тому, что теперь люди обращаются в государственные архивы с просьбой сообщить им о том, кто были их предки, в том числе такие близкие, как, например, дедушки и бабушки. Достоинство рассматриваемого каталога заключается также в том, что именная карточка содержит большое количество информации, к тому же формализованной. Кроме графы “фамилия, имя, отчество”, имеются графы: “место рождения”, “место службы и род занятий”, “политическое прошлое”, “социальное происхождение”, “дата документа”, “род документа”, “дополнительные сведения” (особо интересная) и поисковые данные. Это дает возможность корреляции в случае применения ЭВМ. К сожалению, карточек с полностью заполненными графами не так много.
Таким образом, в ГАТО в наличии реальный банк данных по генеалогии, репрезентативность которого для исследований по многим темам не только не осмыслена во всей глубине, но даже не осознана в достаточной мере, и наша задача - привлечь к нему внимание исследователей.

Источник:  Известия Русского генеалогического общества. СПб., 1995. Вып. 2. С. 54-56.

Имена (1)

Антонова Ирина Андреевна, автор
Дефиниция:

историк, архивный работник

Биографические сведения:

к.и.н., начальник отдела научно-исследовательской и методической работы ГУ ТО "Государственный архив Тульской области"

Изображения (3)

Изображение
Изображение
Изображение